ГРЫЗЕНИЕ НОГТЕЙ. Данная привычка характерна для более старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Способствуя уменьшению как повышенной возбудимости, так и чувства беспокойства, она носит непроизвольный, автоматизированный характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения, в том числе при разговоре, ожидании, выступлении, просмотре интересных телепередач и т.д. Несмотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания, сами дети не могут дать себе отчёта, когда они сгрызли ногти, а иногда и кожу вокруг них. Взрослые же думают, что дети поступают назло им, и усиливают контроль. Однако ребёнок всегда находит подходящий момент, и игра в «кошки-мышки» начинается снова. Большой эффект даст уменьшение чрезмерных требований родителей, их отказ от понуканий и непоследовательного отношения к воспитанию ребёнка. Родителю стоит лишний раз похвалить таких, как правило, честолюбивых детей и особо отметить положительные результаты в доверительной беседе.