Вторник, 23.04.2024, 21:02
Душа человека С.Л. Франк Будущий историк нашей современной духовной культуры,
вероятно, с удивлением отметит, как один из характернейших ее признаков,
отсутствие в ней какого-либо определенного и признанного учения о сущности
человеческой души и о месте человека и его духовной жизни в общей системе
сущего. Когда в настоящее время заинтересовываешься этим –
казалось бы, не слишком специальным! – вопросом и ищешь каких-либо указаний и
поучений в современной литературе (как это пришлось делать автору этих строк),
то с изумлением и почти с отчаянием убеждаешься, что такой литературы вообще
почти не существует. Находишь богатый запас глубоких мыслей и ценных
соображений в древней философии – у Платона, Аристотеля, стоиков и Плотина, в
христианской философии (бл. Августин!), в мистической литературе средних веков
и нового времени (достаточно помянуть глубокомысленное учение Каббалы и
родственные ему идеи Якоба Бёме, С.-Мартена и Баадера); уже гораздо беднее
идеями по этому вопросу признанные школьной традицией классические авторитеты
так называемой "новой философии": здесь уже как будто начинается
пустыня, лишь изредка прерываемая такими богатыми оазисами, как Лейбниц,
Шеллинг и Мен де Биран. Со времени же Шеллинга и Мен де Бирана идет почти
сплошная пустыня и приходится питаться едва ли не одними воспоминаниями. Нынешняя психология сама себя признает
естествознанием. Если мы вернемся к её истинному, внутреннему смыслу, то мы
легко поймем, что это значит: это значит, что современная так называемая
психология есть вообще не психология, а физиология. Она есть не учение о душе как сфере некой
внутренней реальности, которая – как бы ее ни понимать – непосредственно, в
самом опытном своем содержании, отделяется от чувственно-предметного мира
природы и противостоит ему, а именно учение о природе, о внешних,
чувственно-предметных условиях и закономерностях сосуществования и смены
душевных явлений. Прекрасное обозначение "психология" –
учение о душе – было просто незаконно похищено и использовано, как титул для
совсем иной научной области. И даже если примириться с новейшим, искаженным
смыслом этого слова, нужно признать, что, по крайней мере, три четверти так
называемой эмпирической психологии и еще большая часть так называемой
"экспериментальной" психологии есть не чистая психология, а либо
психофизика и психофизиология, либо же – исследование явлений хотя и не
физических, но вместе с тем и не психических. Мы не хотим здесь поднимать вопроса о ценности этих
привычных уже для нас наук; более того, мы не сомневаемся, что, несмотря на
смутность понятий, лежащих в их основе и препятствующих их нормальному
развитию, они делают в своей области нечто ценное и полезное. Одно лишь
несомненно: живой, целостный внутренний мир человека, человеческая личность,
то, что мы вне всяких теорий называем нашей "душой", нашим
"духовным миром", в них совершенно отсутствует. Они заняты чем-то
другим, а никак не им. Кто когда-либо лучше понял себя самого, свой характер,
тревоги и страсти, мечты и страдания своей жизни из учебников современной
психологии, из трудов психологических лабораторий? Кто научился из них понимать
своих ближних, правильнее строить свои отношения к ним? Для того чтобы в настоящее время уяснить себе
человеческую жизнь, свою и чужую, нужно изучать произведения искусства, письма
и дневники, биографию и историю, а никак не научную литературу психологии.
Достоевский и Толстой, Мопассан и Ибсен, – Флобер, Геббель, Амиель в своих
дневниках и письмах, – Карлейль, Моммзен и Ключевский – вот единственные
учителя психологии в наше время, тогда как в ученых трудах по психологии мы
лишь изредка, как случайные дары, найдем живые и ценные мысли, да и то лишь
постольку, поскольку их авторы как личности с самостоятельной жизненной психологической
интуицией непроизвольно и как бы противозаконно возвышаются над официально
установленной плоскостью "научного" обсуждения вопросов. Чаще уже нужный материал действительной психологии
найдется среди талантливых клинических наблюдений над душевнобольными; и
характерно, что, быть может, самое ценное и интересное в современной
психологической литературе заимствуется ею у психопатологии, поскольку
последняя основывается на живых наблюдениях над личностями и характерами как
живыми целыми. |
Меню сайтаНаш опросСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |