Методы эффективного слушания в работе с детьми коррекционной школы
Задачи: — расширение возможностей установления контакта с детьми в различных ситуациях общения; — отработка навыков понимания детей, себя, а также взаимоотношений с детьми; — овладение навыками эффективного слушания; — активизация процесса самопознания и самоактуализации; — расширение диапазона творческих способностей.
Материалы: Рисунок-схема «лестница коммуникативного мастерства» и карандаши (красный и зелёный) к ней; листы с портретами детей; «улыбки» и «грустинки».
Ход занятия
I. Вступительное слово. - Здравствуйте, уважаемые педагоги, воспитатели! Мы рады приветствовать Вас. Сегодня на психологическом семинаре мы будем участвовать в коммуникативном тренинге, где предполагаем решить следующие задачи (см. выше). Проводить его будут педагог-психолог ... -Тема встречи - «Методы эффективного слушания в работе с детьми коррекционной школы». Хорошо слушать умеет не каждый, слушание – это искусство, которому надо учиться. Эффективное общение, хорошее общение – это, прежде всего, работа, требующая энергетического вклада, самоотдачи и мастерства, особенно в работе с детьми коррекционной школы. Сегодня мы будем рассматривать методы эффективного слушания, будем применять их на практике в игровой форме. II. Орг. момент. 1. Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства» Ведущий вывешивает «лестницу коммуникативного мастерства». Задача — найти свое место на этой лестнице и встать туда в соответствии со своими собственными представлениями. - Начнём мы наше занятия с того, что Вы определите своё место на «лестнице коммуникативного мастерства». Для этого возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок на той ступеньке, в зависимости от того, насколько профессионально, по вашему мнению, Вы умеете общаться с детьми, с коллегами. 2. Упражнение «Детективная история» - Слушание без личностного вклада и без специальной технологической обработки часто неэффективно. Сейчас мы предлагаем Вам тренировочное упражнение, где воочию мы убедимся в важности умения слушать. - Для упражнения нам понадобятся 6 чел. После прослушивания инструкции попрошу Вас выйти за дверь. Одному из оставшихся членов группы я расскажу небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату одного из вышедших (с очерёдностью разберётесь сами), и тот, кто слушал историю, перескажет ему максимально близко к тексту всё, что ему удалось запомнить. Вносить ради «красного словца» свои интерпретации, подробности и детали нельзя. - Глобальный вывод: слушание – дело тонкое. III. Основная часть. 1. Актуализация темы. 2. Информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации (глаза и контакт с помощью взгляда; лицо и лицевая экспрессия; жесты; позы; тактильные ощущения (касания); дистанция во время общения).
Далее идёт отработка полученной теории в практических ситуациях.
3. Упражнение «Передача движения по кругу» Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии. - Приглашаются для участия в упражнении 5 чел. Образуйте круг. Один из участников группы получает портрет ребёнка и пытается его изобразить так, чтобы можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, портрет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот зачитывает описание портрета ребёнка, и каждый из участников называет, в свою очередь, что именно передавал он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. - Итак, мы видим, на сколько важно педагогу владеть невербальными каналами коммуникации для точной передачи информации. И сейчас пришло время поговорить о техниках эффективного слушания. ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ: • Ребёнок, который скучает. • Ребёнок, желающий ответить на вопрос учителя. • Ребёнок, совершивший проступок (украл, обманул и т.п.).
4. Информационное сообщение ведущего о техниках активного слушания (см. Шк. псих. №19 – 1999) 5. Упражнение «Я вас слушаю» - Для того, чтобы почувствовать на себе действие различных техник активного слушания, предлагаем Вам следующее упражнение. Для этого надо разделиться на пары: в ней один выполняет роль говорящего, а другой слушающего. В течение упражнения будет замена ролей. - Теперь Говорящему предлагается рассказать своему партнёру о своих трудностях и проблемах в отношениях с людьми, обращая внимания на сложности, связанные с личностными особенностями. Слушатель старается использовать уместные в данном случае техники активного слушания. Эта фаза длиться 3 минуты и закончится по моему сигналу. - Теперь давайте сядем в круг и те, кто выступал в роли Говорящих выскажут свои замечания по поводу поведения Слушателя. - Теперь следующая фаза: Говорящий должен рассказать о своих сильных сторонах, проявляющихся в общении с людьми. Длительность этой фазы 3 минуты. Внимание! Это время принадлежит только Говорящему и только данной теме. Если больше нечего сказать, лучше помолчать. - И последний этап. Слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов Говорящего во время всех предыдущих фаз упражнения. Говорящий должен движениями головы или подтверждает, или опровергает интерпретации Слушателя. Слушатель обязан реагировать на несогласие и как-то корректировать свой рассказ. Ну что ж, приступаем! - Теперь, давайте обсудим в кругу это упражнение: что было трудно, какая роль легче, какая труднее. Далее идёт обмен ролями и повторяется то же самое. IV. Завершение - Итак, занятие уже закончились и мы расстаемся. Но всё ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь». Участники высказываются по желанию. - Теперь обратимся ещё раз к «лестнице коммуникативного мастерства». Посмотрите, не изменилась ли Ваша позиция? Возьмите теперь зелёные кружки и определите своё место на дАнный момент времени. - Так, наша встреча была посвящена умению слушать, а главное слЫшать другого. Когда это получается в душе – светит солнце (показ солнца, вывешивание на доску). Нам бы хотелось узнать, считаете ли проведённое время здесь интересным и полезным? Если это так – повесьте на солнце «улыбку». А если вы сочтёте, что потратили время зря, ничего нового и интересного вы не узнали – то оставьте «грусть». Нам также полезно будет услышать ваши пожелания. Участники встают и прикрепляют свои оценки.