ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассылка №2 продолжение ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Процесс умственного развития ребенка дошкольного возраста идет через овладение мыслительными умениями.
В этой статье мы предлагаем систему работы по формированию у дошкольников основных мыслительных умений (анализ, абстрагирование, сопоставление, обобщение), которые лежат в основе процесса познания. Система этой работы построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Основной формой работы являются игры и игровые упражнения. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала ребенок учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение мыслительными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.
Основным дидактическим материалом, который используется в играх и упражнениях, является комплект геометрических фигур, который нетрудно подготовить самому. Комплект состоит из 24 фигур, которые отличаются по цвету (красные, желтые, синие), форме (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные) и размеру (большие и маленькие). Это могут быть большие и маленькие кружки, квадратики, прямоугольники, треугольники и т. д. Цвет и размер фигур можно взять произвольно. Главное, чтобы ребенок без трудностей воспринимал различия заложенных в материале признаков (цвет, форма, размер).
Система игр и упражнений по формированию у детей мыслительных способностей включает в себя три этапа. Усложнение формируемых умений осуществляется последовательно от игры к игре внутри каждого этапа и от одного этапа к другому.