ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
16.06.2009, 23:04
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">В настоящее время количество детей с проблемами умственной отсталости не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Поэтому актуален вопрос разграничения понятий «умственная отсталость» и «задержка психического развития».
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><!--[if !supportLists]-->[font= Wingdings;]<span style="">Ø </span>[/font]<!--[endif]-->Олигофрения –<span style=""> </span>врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга.<span style=""> </span>Олигофрения может иметь различную степень тяжести:
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1. </span><!--[endif]-->Идиотия - самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления.
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2. </span><!--[endif]-->Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3. </span><!--[endif]-->Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах возможно их социальное приспособление.
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><!--[if !supportLists]-->[font= Wingdings;]<span style="">Ø </span>[/font]<!--[endif]-->Синдром Дауна – (трисомия 21) — врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы 21 (отсюда — другое название). Больные отличаются монголоидностью черт лица и легкой дебильностъю.
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">В отличие от умственной отсталости, задержка психического развития характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы<span style=""> </span>с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка умственного развития чаще всего имеет обратимый характер.
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 36pt;">Причины задержки. В большинстве случаев причинами задержки психического развития являются неблагоприятно протекающая беременность с хроническим или длительным кислородным голоданием плода, асфиксия в родах и родовая травма, инфекционные и соматические заболевания и интоксикация в раннем возрасте, а также, естественно, погрешности воспитания. Задержка может быть вызвана, что иногда случается, драматическим перерывом в развитии ребёнка, особенно в раннем возрасте, когда он по каким-то причинам на месяцы был представлен самому себе (например, находился в течение месяца в больнице, эмоционально и умственно не развиваясь).
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 36pt;">Выделяют следующие вариации этого состояния:
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1. </span><!--[endif]-->ЗПР конституционного происхождения (психический инфантилизм). Связан с замедленным созреванием <span style="color: black;">структур левого полушария, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. </span>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 54pt;">Характерно: преобладание повышенного фона настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости; повышенная подражаемость, внушаемость, преобладание игровых интересов.
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2. </span><!--[endif]-->ЗПР соматического происхождения. Обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери.<span style="color: black;"> Возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети медлительны, быстро устают, работоспособность неровная (выше в<span style=""> </span>1-ой половине дня); внимание быстро рассеивается; двигательные навыки и умственное развитие недостаточно.</span><o:p></o:p>
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3. </span><!--[endif]-->ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка. <span style="color: black;">При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям. В условиях безнадзорности у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм. При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.</span><o:p></o:p>
<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">4. </span><!--[endif]-->ЗПР церебрально-органического генеза. Встречается чаще, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в аномалии развития. Причины: патология беременности и родов; инфекции, интоксикации; травмы ЦНС в 1-е годы жизни – в определённой мере сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Чаще этот тип ЗПР связан с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем уже закончена. Характерно: нарушение познавательной деятельности, отсутствуют живость и яркость эмоций; слабый уровень в оценке и низкий уровень притязаний; игру характеризует бедность воображения и творчества; преобладание двигательной расторможенности.<o:p></o:p>
<p style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости и задержки психического развития относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.
<p style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Литература по данной теме<o:p></o:p>
<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1. </span><!--[endif]-->Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2. </span><!--[endif]-->Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии
<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3. </span><!--[endif]-->Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.