АНТАРЕС

Четверг, 21.11.2024, 12:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
16.06.2009, 23:04
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">В настоящее
время количество детей с проблемами умственной отсталости не уменьшается. Об
этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Поэтому
актуален вопрос разграничения понятий «умственная отсталость» и «задержка
психического развития».

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Умственная
отсталость
стойкое нарушение познавательной деятельности в
результате органического поражения головного мозга.

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><span style=""> </span>Категории умственной отсталости:<o:p></o:p>

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><!--[if !supportLists]-->[font= Wingdings;]<span style="">Ø          
</span>[/font]<!--[endif]-->Олигофрения –<span style="">  </span>врожденное, или приобретенное до трех лет
слабоумие в результате органических повреждений головного мозга.<span style="">  </span>Олигофрения может иметь различную степень
тяжести:

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1.     
</span><!--[endif]-->Идиотия - самое тяжелое слабоумие практически с
полным отсутствием речи и мышления.

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2.     
</span><!--[endif]-->Имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь
у имбецилов развита больше, чем при идиотии, однако они необучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 107.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3.     
</span><!--[endif]-->Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны
к обучению, овладению несложными трудовыми процессами, в известных пределах
возможно их социальное приспособление.

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><!--[if !supportLists]-->[font= Wingdings;]<span style="">Ø          
</span>[/font]<!--[endif]-->Синдром Дауна – (трисомия 21) —
врожденная аномалия, обусловленная наличием добавочной, третьей хромосомы 21
(отсюда — другое название). Больные отличаются монголоидностью черт лица и
легкой дебильностъю.

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 35.45pt;"><!--[if !supportLists]-->[font= Wingdings;]<span style="">Ø          
</span>[/font]<!--[endif]-->Деменция – распад психики, проявляется на
более поздних этапах онтогенеза.

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><o:p> </o:p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">В отличие от
умственной отсталости, задержка психического развития
характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и
эмоциональной сферы<span style="">  </span>с их временной
фиксацией
на более ранних возрастных этапах. Задержка умственного развития
чаще всего имеет обратимый характер.

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 36pt;">Причины задержки.
В большинстве случаев причинами задержки психического развития являются
неблагоприятно протекающая беременность с хроническим или длительным
кислородным голоданием плода, асфиксия в родах и родовая травма, инфекционные и
соматические заболевания и интоксикация в раннем возрасте, а также,
естественно, погрешности воспитания. Задержка может быть вызвана, что иногда
случается, драматическим перерывом в развитии ребёнка, особенно в раннем
возрасте, когда он по каким-то причинам на месяцы был представлен самому себе
(например, находился в течение месяца в больнице, эмоционально и умственно не
развиваясь).

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 36pt;">Выделяют
следующие вариации этого состояния:

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1.    
</span><!--[endif]-->ЗПР конституционного происхождения (психический
инфантилизм).
Связан с замедленным созреванием <span style="color: black;">структур
левого полушария, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка,
который оказывается как бы на более ранней ступени развития
эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с
негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной
истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. </span>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 54pt;">Характерно:
преобладание повышенного фона настроения, непосредственность и яркость эмоций
при их поверхности и нестойкости; повышенная подражаемость, внушаемость,
преобладание игровых интересов.

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2.    
</span>
<!--[endif]-->ЗПР соматического происхождения. Обусловлена
инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими
заболеваниями матери.<span style="color: black;"> Возникает у детей с
хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и
пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и
психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию
таких черт личности как робость, боязливость. Дети медлительны, быстро устают,
работоспособность неровная (выше в<span style="">  </span>1-ой
половине дня); внимание быстро рассеивается; двигательные навыки и умственное
развитие недостаточно.</span><o:p></o:p>

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3.    
</span>
<!--[endif]-->ЗПР психогенного происхождения. Связано с
неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию
личности ребёнка. <span style="color: black;">При раннем возникновении и
длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие
сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и
неврозоподобным нарушениям. В условиях безнадзорности у ребенка
преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки
формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к
труду. В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности.
У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические
проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в
эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность
произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений,
они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.</span><o:p></o:p>

<p class="MsoNormal" style="margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 54pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">4.    
</span>
<!--[endif]-->ЗПР церебрально-органического генеза. Встречается
чаще, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в
эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает
основное место в аномалии развития. Причины: патология беременности и
родов; инфекции, интоксикации; травмы ЦНС в 1-е годы жизни – в определённой
мере сходны с причинами, приводящими к олигофрении. Чаще этот тип ЗПР связан с
более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозговых систем
уже закончена. Характерно: нарушение познавательной деятельности,
отсутствуют живость и яркость эмоций; слабый уровень в оценке и низкий уровень
притязаний; игру характеризует бедность воображения и творчества; преобладание
двигательной расторможенности.<o:p></o:p>

<p style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Вопросы, связанные с
изучением умственной отсталости и задержки психического развития относятся к
числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только
олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи,
психиатры, эмбриологи, генетики и др.

<p style="text-align: justify; text-indent: 35.45pt;">Литература по данной теме<o:p></o:p>

<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">1.     
</span><!--[endif]-->Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии/ под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.

<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">2.     
</span><!--[endif]-->Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии

<p style="margin-left: 71.45pt; text-align: justify; text-indent: -18pt;"><!--[if !supportLists]--><span style="">3.     
</span><!--[endif]-->Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-
и патопсихологии. – М., 1994.
Категория: Мои файлы | Добавил: АНТАРЕС | Теги: умственная отсталость, ЗПР
Просмотров: 29871 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

АНТАРЕС

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 42

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0